МИР ГЛАЗАМИ ЖЕНЩИНЫ. ТАТЬЯНА ПАВЛЮКЕВИЧ

 

авторский план по ознакомлению детей с изоискусством

в средней группе «Почемучки».



Перспективный план по ознакомлению детей с изоискусством

в средней группе «Почемучки».

 

      План по ознакомлению детей с изоискусством разработан Павлюкевич Татьяной Владимировной в соответствии с программой «Пралеска» и увязан с недельными планами работы воспитателей средних и старших групп.

 

Сентябрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

2

Тема недели:

«Осень».

Игра – знакомство: знакомство с иллюстрациями художника В. Басалыги по бел. Нар. Сказке «Пшанiчны каласок»

 

Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через рассматривание картинок в книжках.

Учить узнавать знакомые образы в  иллюстрациях. Воспитывать интерес и любовь к изобразитель-ному искусству. Воспитывать уважение к труду.

Предварительно прочитать сказку

«Пшанiчны каласок». По ходу рассматривания картинок-иллюстраций проследить за тем как дети относятся к петушку, как к его «помощникам». Подчерк-нуть способы выразительности худ. Басалыги (цвет, нарядность, сказочность).

 

Иллюстрации Басалыги к сказке «Пшанiчны каласок».

 

Тема недели:

«Труд взрослых».

Знакомство с белорусской народной игрушкой «Птушачка - свiсцёлачка»

 

Формировать представления о белорусском народно-прик-ладном искусстве. Воспитывать уважение к мастерам народной игрушки. Рассказать о свойствах глины. Показать способы лепки игрушки – птички из целого куска.

Закрепить на лепке.

Беларусские глиняные игрушки – свистульки.

 

 

 

 

 

Октябрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

2

Тема недели:

Одежда.

Знакомство с иллюстрациями Я. Рачева к сказке «Петушок – золотой гребешок».

Продолжать обогащать детский замысел яркими впечатлениями через рассматривание картинок в книжках. Узнавать знакомые образы в  иллюстрациях. Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству.

Обратить внимание на сказочность персонажей (носят одежду, как люди, ходят на задних лапах), на их одежду. Закрепить знания о видах одежды и обуви.

Иллюстрации Я.Рачева к сказке «Петушок – золотой гребешок».

 

Тема недели:

Лес, грибы, деревья.

Занятие – наблюдение

«Працуе тут мастачка восень…»

На прогулке по лесу почитать стихи об осени.

Обратить внимание детей на виды и разнообразие деревьев в лесу. На их особенности и отличия (ствол, листья). Обратить внимание детей на разнообразие форм листьев. Побуждать к ассоциативному мышлению (на что похоже), как можно нарисовать листочек от берёзы, от рябины и т.п.

Показать на рисовании способы изображения листьев, ствола, веток и кроны.

Собрать и засушить листья. Использовать их на рисовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

2

Тема недели: «Наше тело».

Знакомство со скульптурой малых форм.

Дать детям первоначальные сведения о художественной выразительности скульптуры (объёмность, материал). Рассказать об особенностях работы над скульптурой. Побуждать желание создавать скульптурки из доступного материала (глины, пластилина).

Показать детям несколько скульптур человека в движении: В. Дачук «Силач», Л.Богданова «Танец»,

Обратить внимание на способы выразительности, передачу движения, строение тел.

(закрепить полученные знания на лепке «девочка танцует»).

Скульптуры В. Дачука «Силач», Л.Богданова «Танец», или другие доступные.

 

3

Тема недели: «Посуда».

Декоративно-прикладное искусство «Белорусские гладыши»

Познакомить детей с народной белорусской посудой – гладышами и глечиками, показать соответствие их форм функциональному назначению. При рассматривании способов росписи посуды обратить внимание на цвет и ритмичность узоров; на богатство и разнообразие форм; на материал.

Рассказать о традициях белорусских гончаров, о способах лепки и местах добычи глины. Об обжиге и росписи посуды.

Разнообразная белорусская глиняная посуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

2

 

Тема недели: «Птицы».

Декоративно-прикладное искусство

«Филимоновские свистульки»

 

 

Познакомить детей с одним из видов народной игрушки – Филимоновской свистулькой. Рассказать историю создания такой игрушки, почему предпочтение отдаётся свистулькам в форме птиц. Обратить внимание на материал, способы украшения.

 

 

Альбом с филимоновскими свистульками, игрушки – свистульки.

4

Тема недели: «Новый год»

Прикладная графика

«Новогодние открытки»

Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – прикладной графикой, на примере открыток.

Рассказать об особенностях этого искусства (сначала рисунок или фото, потом многоразовый повтор с помощью печатного станка). Стимулировать развитие эстетического вкуса. 

Показать многообразие вариантов открыток, соответствие их содержания наступающему празднику.

Побуждать у детей желание самим создать новогоднюю открытку.

Разнообразные новогодние открытки нарисованные и фото.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

3,4

Тема недели: «Домашние и дикие животные».

Знакомство с книжной графикой В.  Васнецов и Е. Чарушин.

Познакомить детей с творчеством двух замечательных художников – иллюстраторов Е. Чарушина и В. Васнецова.

 На примере различия их техники изображения и характера (звери реалистичные и сказочные; разноцветные и черно-белые), показать детям возможности изображения животных по-разному. Побуждать желание рисовать зверей по-разному.

(Закрепить на занятиях по рисованию).

Иллюстрации Чарушина и Васнецова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

1

Тема недели: «предметы гигиены».

Декоративно-прикладное искусство «Беларускiя рушнiкi».

Познакомить детей с вышивкой, как одним из видов искусства – народно прикладным. О предназначении белорусских полотенец (не только средство гигиены, но и украшение домашнего очага).

Рассказать об отличии белорусской вышивки.

Познакомить детей с элементами белорусского орнамента на рушнiках (крест, квадрат, прямая линия); основными цветами (красный, чёрный). Побуждать у детей желание создать собственный узор из элементов белорусской вышивки.

Таблицы. Бел. рушнiкi.

3,4

Тема недели: «Обитатели живого уголка. Растения, рыбы, птицы, животные».

Декоративно-прикладное искусство.

«Дымковская игрушка».

 

Познакомить детей с дымковской игрушкой. Показать яркость и красочность росписи, многообра-

зие форм; богатство фантазии дымковских мастеров,  Выбрать игрушки лошадки, петушки, жар-птицы. Обратить внимание на материал, простоту форм, элементы росписи. Подчеркнуть, как дымковские мастера выражали свою любовь и бережное отношение к животным и птицам, их окружающим. Побуждать у детей желание самим украшать дымковским узором игрушки -трафареты из бумаги.

Таблицы с дымковскими игрушками, образцы игрушек из глины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

1

Тема недели: «8 Марта».

Прикладная графика.

«Обёртки от конфет».

 

Продолжать знакомить детей с прикладной графикой. Развивать эстетические чувства детей. Рассказать о процессе создания конфетной обёртки, сколько человек потрудилось над тем, чтобы приятно было взять в руки простую конфету, об особеннос-тях работы художников на кондитерской фабрике.

Рассмотреть разные варианты обёрток, и коробок от конфет. Предложить  детям догадаться от каких они конфет.

 Подчеркнуть необходимость соответствия рисунка, вкусовым качествам конфет, их названию.

Побуждать у детей желание нарисовать свои варианты обёрток  и завернуть в них конфеты для мам.

Обёртки для конфет, шоколадок, коробки от конфет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

1

Тема недели: «Город, улица, светофор».

Знакомство с архитектурой.

 

Дать первое преставление о виде изобразительного искусства -архитектуре. Развивать эстетические чувства детей, желание жить в красивом и чистом городе.

Рассказать о работе архитектора.

На примере наиболее известных памятников архитектуры г. Бобруйска показать детям многообразие и многофункци-ональность архитектурных строений (для чего строят жилые дома, детские сады, театры и т.д.). Обратить внимание на отличие памятников архитектуры от современных зданий (формы, декор, размер).

Закрепить полученные знания на рисовании. Тема «Где живут герои сказок».

Фотографии наиболее известных памятников города.

2

Тема недели: «Свойства и качество материалов».

Дизайн.

Познакомить детей с особеннос-тями работы дизайнеров. Показать на примере многообразие предметов нас окружающих. Обратить внимание на материалы, из которых они изготовлены. Рассказать каким образом дизайнеры придумывают новые предметы, зачем они это делают (стакан стеклянный, пластмассовый, складной). Предложить придумать свой стакан из подручного материала, если рядом нет настоящего, а необходимо попить воды.

Стаканы из разного материала. Полотенца из ткани и бумажные, с разным рисунком и без него.

 

 

 

 

Май

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

3

Тема недели: «Потешки и сказки».

Знакомство с книжной графикой «Иллюстрации к сказкам».

На примере иллюстраций

 Н. Поплавской, В. Слаука,

Т. Березенской показать детям разнообразие способов иллюстрирования сказок. Сравнивая разные техники изображения, помочь детям запомнить особенности графического изображения Слаука, красочного и яркого – Поплавской и кружевного, разноцветного Березенской.

Побуждать у детей желание нарисовать свои картинки к сказке «Три медведя».

Иллюстрации Т. Березенской, Н. Поплавской, В. Слаука.

 

«Дизайнеры на швейной фабрике»

Познакомить детей с работой дизайнеров по тканям. Показать разнообразие рисунков на ткани, в зависимости от её назначения (рабочая одежда, дом. халат, нарядное платье, мужская рубашка). Показать способы штамповки рисунка по ткани.

Побуждать детей к самостоятельному придумыванию рисунка.

Куклы в разной одежде.

Отрезы тканей с разным рисунком.

Лоскут белой ткани, штампы, гуашь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план по ознакомлению детей с изоискусством

в старшей группе «Фантазёры»

 

Сентябрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

2

Тема недели: школа.

«Книжная графика»

 

Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – книжной графикой.

Рассказать о первых книгах человечества. О прогрессе в книгопечатании. О появлении первых иллюстрированных книг и о том, как сейчас иллюстрируют книги. О работе художников – иллюстраторов.

Показать на примере какие книги понятнее и доступнее детям.

Воспитывать уважение к труду тех, кто создаёт книги и бережное отношение к книге.

После занятия можно предложить детям провести ремонт книг в группе.

Книги с иллюстрациями и без, букварь.

3

Тема недели:

Мой город.

«Архитектор»

 

Вспомнить с детьми понятия – архитектор, архитектура.

Рассказать о работе архитектора, показывая на практике (экскурсия по городу) результаты его труда. Показать в изостудии процесс создания архитектурного сооружения (жилой дом).

Предложить детям самим придумать дом для себя и своих друзей. Сделать набросок простым карандашом.

Чертёж любого здания,

фотографии нескольких наиболее интересных архитектурных сооружений.

Простые карандаши. Бумага.

 

 

 

 

 

Октябрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

1

Тема недели:

профессии.

«Кто такой художник»

 

Углубить представления детей о профессии художника. Рассказать о том, что художники рисуют не только картины и иллюстрации к книгам, есть художники которые занимаются росписью самых разных предметов быта, фасадов зданий, тканей, рекламных плакатов.

Показать образцы разных направлений работы художников.

Образцы расписанной посуды, ткани, фотографии фасадов зданий и храмов с росписью по стенам.

4

Тема недели:

осень.

Знакомство с творчеством художников пейзажистов

И. Левитаном и

И. Шишкиным

 

Продолжать знакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – пейзажем. На примере творчества русских художников Левитана и Шишкина показать детям особенности этого жанра.  Выделить способы выразительности которыми, владели эти художники (цвет, четкие линии рисунка).  Подчеркнуть красоту осенней природы.

Побуждать у детей желание самим создавать осенние пейзажи.

Репродукции Левитана и Шишкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

2

Тема недели: «Игрушки народов мира».

Декоративно-прикладное искусство.

«Белорусская глиняная игрушка».

 

Рассказать об истории создания белорусской глиняной игрушки. На примере белорусских глиня-ных игрушек показать детям основные приёмы их изготовления, отличительные черты (лаконичность и  простота основных частей, забавность).

Закрепить на занятии по лепке.

Альбом Силивон «Навученне дэкаратывнай творчасцi».

Таблицы.

Глиняные игрушки.

 

4

Тема недели: «Игрушки народов мира».

Декоративно-прикладное искусство.

«Дымковская, городецкая игрушка».

 

Продолжать знакомить детей с дымковской и городецкой игрушкой. Показать на примере таблиц с изображением игрушек элементы росписи,  отличие и общие приёмы городецкой и дымковской игрушек. Что их объединяет (яркость и красочность. Использование широкого спектра красок. Непритязательность и простота игрушек). Что отличает (городецкая роспись включает узоры из цветов: шиповник, роза, купавка и т.д.; дымковская – кольца, волнистые линии, точки, клеточки и т.п.). закрепить на занятиях рисования.

Альбом Силивон «Навученне дэкаратывнай творчасцi».

Альбом Максимова, Чураковой «Русское дек. прикладное искусство».

Таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

1

Тема недели: «Транспорт, уличное движение, правила дорожного движения».

Дизайн.

«Машины»

Познакомить детей с понятием дизайн. Рассказать о труде дизайнеров на автомобильном заводе. На примере картинок с машинами показать историю создания современного автомобиля. Предложить продумать модель автомобиля будущего.  Подчеркнуть, что дизайнер не конструктор, он работает только над внешним видом машины и салоном.

Картинки из детской энциклопедии и книжек раскрашек.

 

4

Тема недели: «Новый год».

Дизайн.

«Оформление помещений к празднику»

Продолжать знакомить детей с работой дизайнеров. Показать, что их услугами пользуются не только разные области промыш-ленности, но и сфера обслужи-вания, и быт. Предложить продумать варианты оформления своей квартиры к дню рождения, музыкального зала к Новому году.

Закрепить на занятиях конструирования (новогодние гирлянды).

Альбом по конструиро-ванию. Фото из журналов с красиво оформленными помещениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

1

Тема недели: «Коляды».

Живопись.

«Натюрморт».

Углубить представления детей о живописи, как виде изобразительного искусства. Развивать способность к восприятию художественного произведения, повышенную чувствительность к прекрасному. Подробно остановиться на одном из жанров живописи – натюрморте. Показать на примере  натюрмортов Хруцкого Кончаловского, Каткова разную технику исполнения. Рассказать о порядке работы над натюрмортом (идея, построение, набросок, цвет, линии). Акцентировать внимание детей на средствах выразительности в натюрморте – цвет, общий колорит картины, построение (композиция).

Побуждать желяние детей создать свой натюрморт (новогодний).

Энциклопедия юного художника.

Иллюстрации натюрмортов.

Альбом «Знакомство с натюрмортом»

4

Тема недели: «Республика Беларусь».

Живопись.

«Пейзаж».

Продолжать знакомить детей с живописью. Стимулировать развитие способности к анализу художествен-ного произведения. Акцентировать внимание на пейзаже, как одном из жанров живописи. Используя иллюстрации пейзажей Левитана, Белыницкого – Бирули, Куинжи, показать детям отличия в стиле и технике исполнения картин. Подробно остановиться на построении (композиции) картины; выборе цвета, соответственно времени года, изображенного на картине. Обратить внимание на отдельные детали (изображение деревьев у разных художников по-разному).

Побуждать желание нарисовать с пейзажи белорусских уголков природы.

Иллюстрации пейзажей.

Картины бобруйских художников.

 

 

 

 

 

Февраль.

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

3

Тема недели: «День защитника отечества».

Живопись.

«Портрет».

Обогащать детей знаниями в области живописи, как виде изобразительного искусства. Подробно остановиться на следующем жанре живописи – портрете. Заострить внимание детей на способах выразитель-ности портретной живописи (линия, жесты, детали лица: рот, глаза).  На способах передачи настроения, характера человека. Рассказать о порядке работы над портретом. Побуждать желание нарисовать портрет папы, дедушки к Дню защитника отечества.

 

Энциклопедия юного художника.

Иллюстрации

портретов.

 

4

Тема недели «Зима».

Живопись.

Провести обобщающее занятие по жанрам живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.

Предложить вниманию детей выставку картин и иллюстраций художников, и выставку лучших детских работ. Продолжать стимулировать способности детей к анализу художественных произведение и собственных работ.

Закрепить полученные знания на рисовании. Тема «Нарисуй, что понравилось».

 

Иллюстрации, картины по живописи. Лучшие детские рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Март.

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

1

Тема недели: «Весна. Перелётные птицы».

«Знакомство с иллюстрацией, как жанром изобразительного искусства».

 

Углубить представления детей об иллюстрации, как одном из видов изоискусства. Рассказать на примере книг с разным оформлением о значении этого жанра (какая книга доступнее и интереснее, особенно для детей – иллюстрированная или нет). О способах создания иллюстраций.

Их видах. Побуждать у детей желание создать свою иллюстрированную книжку – малышку о птицах.

Разнообразные иллюстрации.

3

Тема недели:

«Животные».

Скульптура.

 

Расширять представления детей о скульптуре малых форм. Показать разнообразие её видов, материалов, из которых изготавливаются скульптуры. Обратить внимание на объёмность и средства выразительности, с помощью которых художник создаёт тот или иной образ, передаёт характер образа и настроение.

Закрепить полученные знания на лепке.

Скульптуры животных, птиц, людей из разных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель.

 

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

3

Тема недели: «Библиотека».

Книжная графика

«Васнецов - Чарушин.

Слаук - Селещук»

Продолжаем знакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – книжной графикой. Закрепить умения детей анализировать работы художников.

На примере художников – иллюстраторов Васнецова и Чарушина, Слаука и Селещука, подчеркнуть отличия стилей и материалов, которыми могут работать художники – иллюстраторы. Выделить сосбенности стилей каждого художника. Закрепить полученные знания в игре «Угадай чей рисунок» и на занятиях рисования. Тема: «Терем по Слауку», «Дворец по Селещуку».

Энциклопедия юного художника.

Иллюстрации

портретов.

 

 

Тема недели «Архитектура. Строительство. Дизайн».

Архитектура.

Дать детям начальные знания по истории архитектуры в соотношении с основами истории культуры человечества; будить удивление, восхищение красотой, созданной человеческими руками. Воспитывать уважение к своей культуре и культуре других народов. Начиная с пирамид, греческой архитектуры, перейти к готическому и романтическому стилях, используя иллюстрации знаменитых памятников архитектуры народов мира.

На других занятиях подробнее остановиться на архитектуре Беларуси. Закреплять полученные знания на рисовании и контструировании.

«Красота рукотворная»

программа «Пралеска».

Иллюстрации.

 

Май.

неделя

 

Тема

Цель и краткое содержание

Материал

3

Тема недели: «Цветы».

Декоративно прикладное искусство.

Обогащать детей знаниями в области декоративно приклад-ного искусства. Познакомить с творчеством народных мастеров Хохломы, Гжели и Жостова. Рассматривая хохоломские тарелки, гжельскую посуду и жостовские подносы, выделить особенности росписи. Обратить внимание на материалы из которых изготавливаются предметы, цветовую основу, композицию рисунка. Побуждать у детей желание украшать трафареты гжельской и хохлом-ской посуды, жостовских подносов.

 

Альбомы «Гжель», «Жостово», «Хохлома».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Создан 27 ноя 2011



  Комментарии       
Всего 1, последний 11 мес назад
efimovich76 05 сен 2016 ответить
Спасибо вам огромное!!...
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником